Военно-промышленный курьер (ВПК)
общероссийская еженедельная газета
№ 9 (772) 12–18 марта 2019 года, С.4
В новой Стратегии национальной безопасности,
озвученной 17 января 2019 года в Пентагоне, Д. Трамп прямо заявил: космос
является новой областью боевых действий. «Звездные
войны», как долгосрочная программа СОИ, вышла на новый уровень. Готова ли
Россия к ним в технологическом отношении? Мы обсудили эту проблему с советником
РКК «Энергия», министром общего машиностроения СССР (1983-1991), Героем
Социалистического Труда Олегом БАКЛАНОВЫМ, доктором технических наук,
профессором Георгием КОСТИНЫМ,
заслуженным испытателем космической техники РКК «Энергия»
Александром
КУБАСОВЫМ, руководителем компании «Квантон» Владимиром ЛЕОНОВЫМ и ее
техническим директором Сергеем АЛТУНИНЫМ, академиком РАН Дмитрием СТРЕБКОВЫМ, начальником
вооружения Министерства обороны РФ (1994–2000), генерал-полковником
Анатолием СИТНОВЫМ и членом экспертного
совета Комитета по обороне Государственной Думы генерал-лейтенантом Михаилом САУТИНЫМ.
-
Олег Дмитриевич, вы руководили космической отраслью страны, когда президент США
Рейган в 1983 году начал развертывать программу СОИ, опираясь на космические
корабли многоразового применения «Шаттл». После распада СССР она была закрыта.
Теперь, получается, ее там реанимируют?
О.
БАКЛАНОВ, советник РКК «Энергия»: не
совсем так. За минувшие 30 лет накоплены
принципиально новые фундаментальные знания, касающиеся разработки космических
систем. Фундаментальная наука проникла в природу гравитации и антигравитации,
квантованную структуру космического пространства. Это позволяет создавать не
реактивные квантовые двигатели для космоса, не требующие химического топлива, и
над разработкой которых усиленно работают в НАСА, Китае и России.
Для
специалиста ясно, что когда Трамп говорит о небаллистических ракетах, то речь
идет о разработке, в первую очередь, нереактивных квантовых двигателей (КвД).
Дело в том, что жидкостной ракетный двигатель (ЖРД) на химическом топливе
достиг своего технического потолка, и его удельная сила тяги не превышает 0,7
Ньютона на 1 киловатт мощности (0,7 Н/кВт). Это ограничивает возможности
ракетоносителя на ЖРД – он позволяет вывести на орбиту полезный груз не более
3…5 % от стартовой массы. В этом
случае, ни о каких дополнительных маневрах на орбите не может идти речи. А для
звездных войн нужны универсальные космические аппараты, способные активно
маневрировать как в атмосфере, так и на орбите. Для этого нужны двигатели,
работающие на новых физических принципах (варп-двигатели). И, у НАСА, думаю, есть
реальные результаты. Кстати, этому отчасти способствовали и наши достижения в
области разработки квантовых двигателей, работа которых основана на
фундаментальной теории Суперобъединения Леонова.
-
Вы были председателем комиссии по испытанию квантового двигателя компании
«Квантон». Протокол испытаний опубликован. Какие параметры зафиксированы и что
они показали?
О.
БАКЛАНОВ: год назад я стал
инициатором создания данной комиссии, понимая важность таких двигателей для
космоса. Нас интересовала удельная сила тяги, развиваемая опытным образцом КвД,
и мы ее достоверно определили – 115 Н/кВт. Это в 165 раз выше по сравнению с
лучшими образцами ЖРД – 0,7 Н/кВт.
Получается, что квантовый двигатель, как минимум в 100 раз экономичнее ЖРД. Это
- революционное достижение в космическом двигателестроении, когда новые
фундаментальные знания дают резкий скачок в параметрах двигателя.
- Почему
революционное достижение не внедряется?
Георгий
КОСТИН, профессор: Мне, как бывшему
директору Воронежского механического завода (ВМЗ), производящего ракетные
двигатели, понятно, что в перспективе квантовый двигатель придет на смену ЖРД.
Он более экономичен, питается электрической энергией, не требует химического
топлива, а значит, не дает выбросов вредных продуктов сгорания топлива
бесполезно греющих атмосферу и космос. Но есть проблема чисто производственная.
Его конструкция существенно отличается от ЖРД, производимых на ВМЗ. Чтобы войти
с КвД в производство ВМЗ, мною было предложено вначале создать гибридный
двигатель КвД+ЖРД, и тем самым снизить стартовую массу ракетоносителя (РН) хотя
бы в 3…5 раз. Электрическую энергию для питания КвД предлагается получать от
электрогенератора, установленного на одном валу с насосным агрегатом ЖРД. Все
расчеты и эскизная проработка гибрида имеются. Но «добро» мы пока не получили.
-
Это недальновидность Роскосмоса?
Георгий
КОСТИН: у Роскосмоса масса проблем.
Сверстаны программы на десятилетие вперед. Руководитель уже отчитался, что
Научно-производственное объединение «Энергомаш» закончило сборку жидкостного двигателя
РД-171МВ с тягой 800 тонн. А теперь мы предлагаем делать, по сути дела новый
агрегат, состоящий из двух двигателей: квантового и ЖРД. Он не вписан ни в
какие планы. Поэтому сейчас мы находимся на стадии убеждения руководства
Роскосмоса, что эту работу надо начинать, и чем раньше, тем лучше.
Повторю, что ЖРД имеет удельную силу
тяги не более 0,7 Н/кВт. Единственным способом снижения расхода топлива может
стать только гибрид. Хотя мощный квантовый двигатель еще надо довести до
промышленного образца. В этом видимо вся причина. Что касается ВМЗ, то возможности
завода достаточны, чтобы эту работу сделать.
-
А как в самом Роскосмосе относятся к квантовому двигателю?
Александр
КУБАСОВ, заслуженный испытатель космической техники: я был руководителем испытаний квантового двигателя
компании «Квантон». Мы подтвердили заявленные ранее характеристики КвД о его
высокой экономичности. Судите сами: специалисты космической отрасли десятилетиями
бьются над улучшением характеристик ЖРД на несколько процентов, а тут сразу –
их повышение в 100 раз. Сам в это не верил, пока лично не провел измерения
удельной силы тяги КвД.
В Роскосмосе и подчиненных ему
подразделениях работают сотни тыс. человек, и вдруг небольшой коллектив из
брянской глубинки, не имея государственного финансирования, выдает такие
параметры. Кстати, многим это не по нраву – задета профессиональная гордость,
плюс традиционный консерватизм. А главное, никто не понимает, за счет чего создается
тяга у КвД. Ведь нас учили, что такого в принципе быть не может, а реактивный
способ - единственно возможный для движения в космосе. Мы не изучали теорию
Суперобъединения в вузе, ее тогда просто не было. Тут же речь о нереактивном
способе создания силы тяги, антигравитации, квантовой гравитации, о которых мы
ничего не знаем. Образно говоря, представляя свои разработки нам на экспертную
оценку, В.С. Леонов сегодня выглядит, как в свое время смотрелся Дизель перед
каретных дел мастерами, которых он убеждал, что повозка может двигаться и без
лошади. А в ответ слышал: а где оглобли, хомут, вожжи.
-
Каков принцип работы квантового двигателя?
Владимир
ЛЕОНОВ, руководитель ГК«Квантон»:
прежде всего, отмечу, что компания «Квантон» свою миссию выполнила: создана
фундаментальная теория Суперобъединения, на базе которой основан принцип работы
квантового двигателя. Успешные испытания КвД подтвердили правомерность нашей
теории, которая обосновывает новые физические принципы.
Работа КвД проста и основана на создании
силы тяги за счет градиента пространственной энергии. Нами установлено, что по
космическому пространству «разлита» колоссальная энергия в виде глобального
электромагнитного поля с очень мелкой дискретностью (квантованностью), о
котором ранее ничего не было известно. Это глобальное поле открыто мною в 1996
году, как пятая фундаментальная сила (Суперсила) в виде сверхсильного
электромагнитного взаимодействия (СЭВ). Его носителем является квант пространства-времени
(квантон), размеры которого на десять порядков меньше атомного ядра, но он
концентрирует энергию, намного превышающую ядерную.
Квантовый двигатель отталкивается от
глобального поля СЭВ за счет деформации в нужном направлении (искривления по
Эйнштейну) квантованного пространства-времени, создавая искусственною силу
тяготения (тяги) в любом направлении. Массовому читателю может не все понятно,
но это принципиально новые фундаментальные знания.
-
За фундаментальную науку в стране отвечает Российская академия наук. Почему
молчит РАН?
Дмитрий
СТРЕБКОВ, академик РАН: я участвовал
в заседании рабочей группы Комитета по обороне ГД и поддержал все разработки ГК
«Квантон». Давно знаю Владимира Леонова и всегда его поддерживал в работе над
теорией Суперобъединения, разработке КвД. Как, впрочем, и наш учитель
генеральный конструктор НПО «Квант», член-корреспондент РАН Н. Лидоренко.
Леонов замахнулся на фундаментальные основы физики, а академическая наука в
своей основе консервативна. К тому же, не только в РАН, но и в мире нет других
специалистов физиков по теории Суперобъединения. А это новая теория в современной
физике, над которой бились многие лучшие умы. Но, главным подтверждением
работоспособности новой теории является сам квантовый двигатель – конкретный
образец. Это лучше, чем заключения десятков академиков. В Китае испытали квантовый
микроволновый двигатель на орбите. На сайте РАН доктор физико-математических
наук, профессор Г. Малинецкий от имени РАН сделал заявление: «невозможный
двигатель» из КНР не противоречит законам физики и может работать без топлива».
Но китайский двигатель имеет тягу в несколько Ньютонов, а у Леонова – несколько
тысяч Ньютонов. Полагаю, что протокол испытаний квантового двигателя должен
быть в срочном порядке рассмотрен на Отделении энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН.
-
Не упустим ли мы время, и как смотрят на это открытие военные?
Анатолий
СИТНОВ, генерал-полковник: Моя
позиция однозначна. Только новые фундаментальные знания дают толчок к созданию
новых систем вооружений, основанных на новых физических принципах. Проникнув в
тайны атомного ядра, мы смогли создать ядерное оружие, мощный ядерный щит
страны. И сейчас нам повезло, что теория Суперобъединения создана в России.
Впервые наша наука проникла в тайны всемирного тяготения, раскрыв квантовую
природу гравитации. Эти новые фундаментальнее знания положены в основу работы
антигравитационного двигателя и квантовых генераторов гравитационных волн –
гразеров. Мы военные прекрасно понимаем значение для обороны новых космических
технологий. Поэтому вопрос должен решаться на государственном уровне, а не
одной небольшой компанией «Квантон». Дальнейшая разработка двигателя, и не
только его, должна быть включена в государственные программы, определена
головная организации в Роскосмосе, например, РКК «Энергия», головной завод и КБ
(Воронеж). Без этого вопрос с мертвой точки не сдвинется.
Михаил
САУТИН, генерал-лейтенант: мы провели слушания по
этому вопросу на рабочей группе Комитета по обороне ГД. По инициативе первого заместителя председателя Военно-промышленной
комиссии при правительстве РФ, ныне заместителя гендиректора «Роскосмоса» Н.
Харченко было разработано техническое задание (ТЗ) на демонстрационный образец
квантового двигателя. ТЗ утвердил генеральный конструктор средств выведения
космических аппаратов на орбиту с соответствующей наземной инфраструктурой А.
Медведев и согласовал директор НИИ космических систем (НИИКС) М. Макаров.
Но в связи с реорганизацией Роскосмоса
финансирование работ было отложено. И уже сейчас генеральный директор
Роскосмоса Дмитрий Рогозин дал указание начать разработку квантового двигателя.
Как видим, с некоторым запозданием, вопрос все же начинает решаться на
государственном уровне. Вместе с тем, мы постоянно сталкиваемся со случаями отечественной бюрократии на уровне среднего звена
управления, которая не понимает всей ответственности стоящих задач. Мол, раз ГК
«Квантон» частная компания, то пусть сама и решает все проблемы. Если в США
было бы такое отношение к Илону Маску, то он не совершил прорыва. А компания
«Квантон», не имея государственной поддержки, создала то, что американцам не
под силу.
-
Насколько могу судить, работа над двигателем в ГК «Квантон» идет с 2002 года.
Каковы в целом перспективы компании?
Сергей
АЛТУНИН, технический директор ГК«Квантон»: у нас нет таких возможностей, как у Воронежского механического
завода, но мы готовы совместно работать над созданием мощного гибридного двигателя.
Сами пока сосредоточились над разработкой квантовых двигателей малой мощности
для обеспечения маневренности спутников на орбите, а также прорабатываем
конструкцию двигателя для аэрокосмического беспилотника. Однако беспокоиться
есть над чем.
Некоторое время назад российские
средства слежения АСПОС ОКП Астрономического научного центра (АНЦ) заметили
отделение двух аппаратов от крупного спутника США. Один из них совершил уже
более четырехсот маневров. Можно предположить, что американцы испытывают маневровые
убийцы-спутников (Killer Satellites) на орбите. Об этой опасности мы
предупреждали ранее. Если такие технологии будут реализованы, то велик соблазн вывести из
строя российские военные спутники и «ослепить» наши космические системы перед
нанесением превентивного ядерного удара, чего допустить нельзя.
-
Что же делать дальше?
Олег
БАКЛАНОВ: Для начала надо срочно
собрать совещание у руководителя Роскосмоса Д. Рогозина и наметить программу
действий.
Кроме того, мною направлены
соответствующие письма на имя президента России Владимира Путина, в
правительство Российской Федерации. Речь - о становлении новой отрасли
космического двигателестроения. Во времена СССР по этому вопросу уже срочно
было бы принято решение ЦК и соответствующее постановление правительства.
«Круглый
стол» провел
Игорь МАШКОВ, политолог
Комментариев нет:
Отправить комментарий